Возвращаясь к армянскому наследию

Господин Авагян, Вы являетесь руководителем достаточно известного проекта «Армянское наследие Европы», в рамках которого был снят одноименный документальный фильм, рассказывающий о вкладе армян в европейскую цивилизацию и о потенциале армянского наследия. Планируется ли продолжение проекта? Если да, то в каких форматах?

Я, скорее, являюсь создателем проекта «Армянское наследие Европы», и мне больше импонирует писать результативные матрицы, которые успешно осуществляются. Армянская нация в течение континуума своего существования оставила беспрецедентное культурное, историческое, в том числе этническое наследие (в виде большого количества субэтнических групп армянского происхождения) в десятках стран современного мира. Информация о вышеупомянутом наследии в целом не очень хорошо распространена или мало известна не только широким кругам армянского населения, но и зачастую передовой армянской элите стран пребывания. Фильм «Армянское наследие Европы» был посвящен такому значительному субэтносу армянского народа, как польские армяне. Создание картины стало возможным благодаря серьезной поддержке одного из крупных политических деятелей Восточной Европы армянского происхождения, в то время бизнесмена и мецената. Фактически проект является продолжением той деятельности, которую я добровольно и с большим желанием начал еще в 2006 году.

Все, что я делаю, является своего рода квинтэссенцией рассказов о моем деде Вагаршаке Микаеляне, его семье и времени, проведенном рядом с моим дедом Мацаком Авагяном. Любовь к армянской нации - интегральная часть моей жизни. Мне повезло расти под влиянием представителей последних осколков армянской аристократии Османской империи и Персии. Это были люди, в мировосприятии которых важен результат и абсолютно исключено действие, нацеленное на удовлетворение собственного тщеславия. Наш проект бесконечен и может закончиться лишь тогда, когда откроются Двери Мгера в городе Ван - нашей вечной столице. Основной формат идеи - объединение армян, любящих свой народ, на прагматичных и взаимовыгодных основах.

Сегодня армяне по всему миру достигают высот в различных областях, однако по ряду причин их идеи и успехи зачастую не используются во благо Армении и армянских интересов. Как, на Ваш взгляд, следует строить системное взаимодействие между талантливыми армянами для защиты и продвижения армянских интересов по всему миру?

Причина сегментарности и неэффективности армянского мира кроется в отсутствии единой мега-цели. Всегда следует задаваться вопросами «зачем?», «почему?», «как?», «с помощью каких практических инструментов?». В руках неэффективного хирурга даже лучший скальпель является бесполезной игрушкой. Безусловно, смотря с какими народами и религиозными группами сравнивать. Основными механизмами управляемости для древних и высокоорганизованных народов были и остаются страх или выгода. В случае с армянами это должна быть боязнь лишиться выгоды, как говорят восточные армяне, «шаh». Уверен, что армяне нуждаются в создании глобальной системы национальной безопасности: экономической, политической и культурной.

Даже в самых успешных общинах, гахутах, армянская молодежь начинает увлекательную дорогу в никуда: учит армянский язык, народные танцы, участвует в турнирах по футболу и нардам, ходит в церковь, в идеальном случае марширует в скаутском облачении. На этом все заканчивается. Это не приводит их к успеху, не создает корпоративной взаимосвязи и поддержки. Люди будут сохранять свой этнос, когда совокупность этноса будет делать каждого индивида успешным. Без осознания необходимости собирания армян на территории Армянского нагорья с целью воссоздания Армянского государства во всей значимости, существовавшей при Тигране Великом, все остальные идеи не приживутся и будут профанационными.  

Армян без преувеличения можно назвать сетевой нацией. Учитывая специфику и уникальность нашего сегодняшнего положения, возможно ли создание армянской модели развития, которая бы вовлекла все части армянского мира?

Подобные весьма успешные модели у нас существовали на протяжении последних 2 тысяч лет. Армянские купцы-воины перевозили в безопасности товары практически в любую точку мира: от Амстердама до Львова, от Львова до Исфахана, от Исфахана до Филиппин. Лишь с XVIII века данная система пришла в упадок из-за объективных причин. Не имея государственности, армяне имели локальные вооруженные силы и флот, а самое главное - банковскую систему сетевого характера. Мы должны уходить от имитации и переходить к действенному прагматизму. Любой успех этнонациональной или этнорелигиозной группы основан на трех факторах - совокупности финансовой, политической и военной мощи. Когда, например, в Македонии ты будешь знать, что, будучи молодым армянином, ты получишь лучшее образование и впоследствии протекцию в рамках своей страны, то потом в Европе и мире ты будешь хотеть стать армянином. В этом ключевое отличие от посиделок за барбекю и «знаковых» только для армян, традиционных мероприятий. Фактически моделью является разработанная матрица развития и усиления для страны, региона, континента. Все дело в правильном движении, а процентная доля достижения результата - это вопрос коррекции и моделирования. Касательно союзников: все, что выгодно, то и хорошо. Необходимо искать и двигаться.

Диаспора является колоссальным потенциальным ресурсом для развития Армении. Какая идеология, по Вашему мнению, смогла бы стать фундаментом для объединения многочисленной неоднородной диаспоры вокруг Армении и армянских интересов?

Идеология новаторства и идеология цивилизации способны стать таким фундаментом. Армяне исторически были новаторами и «цивилизаторами». Идея армянского мира складывается из равнозначного процветания и безопасного развития. Важна кодификация наших возможностей и выявление тех квинтэссенций, которые могут быть актуальны в современном мире. Традиционно и совершенно ошибочно делить диаспору на две части -  старую (армяне, рассеявшиеся по миру после геноцида армян 1915-1923 годов) и новую (армяне, выехавшие за пределы Южного Кавказа за последние 25 лет).

В действительности мы имеем четыре слоя диаспоры. Историческая диаспора состоит, к примеру, из мальтийских и итальянских родов армянского происхождения, потомков павликиан, которые в совокупности образовали новые этносы на Балканах и т. д. Старая диаспора – это польские, венгерские, молдавские армяне и т.д. Новая диаспора включает в себя потомков тех, кто выжил во время геноцида армян. Важно отметить, что диаспорой нельзя считать армян, продолжающих проживать на территории исторической Армении. В значительной степени то, что мы называем новой диаспорой, является общностью экономической эмиграции. Вопрос очень объемный.

Вы являетесь известным представителем армянской диаспоры с очень насыщенной биографией, богатым опытом и знаниями в различных областях. Хотелось бы узнать, какие, на Ваш взгляд, сегодня существуют приоритетные направления развития Армении?

Армения в состоянии развивать те направления, которые не требуют синтезирования дополнительных ресурсов. На Ближнем Востоке проживает огромное количество народов и этноконфессиональных групп, близких армянам цивилизационно и культурологически, которые нуждаются в представлении своих интересов на международной арене. В первую очередь это копты, ассирийцы, марониты, езиды, заза, мандеи и многие другие. Также есть большое количество этнических и этнорелигиозных групп армянского или частично армянского происхождения. Необходимо воссоздать систему армянского образования и последующего корпоративного развития учащихся, а также матрицу, в которую бы вливались выпускники. Возможно, это должна быть система, подобная ордену, либо национальному агентству. Но самое главное - Армения нуждается в качественном и бескомпромиссном менеджменте, когда заходит речь об интересах армян.

На данном этапе развития, когда армянские государственные образования пока не в состоянии эффективно моделировать и осознавать парадигму армянского мира, подобный функционал могут взять на себя корпоративные сетевые структуры. Возьмем в качестве пилотного проекта Африку, армянские общины, которые по численности не превышают 15000 человек. Организуем эффективное взаимодействие, используем коммуникативный потенциал, и подобные общины станут не только самоокупаемыми, но и прибыльными. Будет система - будет профит. Поэтому первоочередными задачами на данном этапе являются систематизация и кодификация армянского мира, определение прагматичных задач и выбор инструментов реализации. В свое время система армянских орденов, подобных Мхитаристам и Василианам в Восточной Европе, в мирском плане амкарствам и союзам Удальцов, сыграли большую роль. Думаю, необходимо реанимировать данные модели развития. Это - дело и задача молодого поколения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции