Философия бессмертной цивилизации

12 июня текущего года исполнилось 24 года, с тех пор как армянский мир покинул один из его защитников – Монте Мелконян. Я являюсь одним из представителей поколения в Диаспоре, чья армянская идентичность формировалась под влиянием жизненного пути этого человека. Наверное, не будет преувеличением назвать нынешних молодых армян в возрасте от 18 до 30 лет «поколением Монте». В этом есть некий философский символизм, учитывая, что на протяжении долгих исторических периодов армянский народ находился под воздействием иных мировоззренческих сил. Первый период строительства нашей нации начался с формирования армянского центра на перекрестке первых цивилизаций. Со временем этот центр обрел политические смыслы существования, что позволило расширить физические границы армянской империи. Правление царя Тиграна Великого символизирует историческую попытку создать армянскую имперскую политическую нацию, которая должна была стать ядром, объединившим другие этнические группы вокруг себя.

Распад империи привел к тому, что все политические смыслы оказались под руинами. На протяжении разных периодов в поисках этих смыслов предпринимались попытки разобрать эти завалы. Большинство этих попыток не увенчались успехом. Главные причины провалов, по моему мнению, заключались в крайне ошибочном восприятии и анализе мирополитических процессов. Шаган Натали, один из передовых мыслителей нашей аристократии, писал, что надежда обрести армянский мир через доверие к внешнему миру была априори провальной. Великие философы разных времен – от Платона до Гегеля – верили, что технически проваливаются лишь необдуманные и деструктивные идеи. К сожалению, технические исполнители армянских идей были не готовы к серьезной борьбе за восстановление и укрепление политических смыслов. Поколение «Нжде и Андраника» позволило сохранить физическое выживание некоторых частей армянского мира.

Народ, проживающий на этих землях, в течение 70 лет воспитывался под влиянием чужеродной социал-коммунистической идеологии. Другая часть армян оказалась за пределами своего естественного цивилизационного ареала, сформировав многомиллионные общины по всему миру. В этот исторический промежуток мы были искусственно отдалены от поиска своего пути, став одним из этнических орудий в руках противостоящих сверхдержав. Развал Советской империи «оживил» наши политические смыслы. На некоторое время армянский народ по всему миру получил мощный заряд энергии, который подпитывал его предков, некогда построивших могучую империю. К моменту развала СССР в разных частях планеты появились лидеры, открывшие для себя армянские идеи через изучение и осмысление прошлого. Монте Мелконян был ярчайшим из них. Он опередил свое время, так как нес в себе философию армянских смыслов, которые были сформированы отцами-основателями нашей нации – Арташесом Первым и Тиграном Великим.

В рамках данной статьи главное место отводится анализу идеологических нарративов, которые трансформировали представителя армянской общины в «политического армянина». Длительный путь Монте начался с того момента, когда его родители решили посетить историческую Родину. Молодой школьник уже в то время не понимал, как он может быть одновременно американцем и армянином. Ведущие социологи солидарны в том, что поиск идентичности – это сложный процесс, локализованный в ядре индивидуальности. Путь Монте доказывает, что поиск себя соотносится с процессом постоянного и непрекращающегося развития личности. Эрик Эриксон, известный американский психоаналитик, отмечает, что человек – это не археологический курган, где история расположена пластами, а существо, которое по мере взросления делает свое прошлое частью будущего, а любую прошлую среду частью своего настоящего окружения. Таким образом, чувство идентичности позволяет реализовать способность видеть свою жизнь в контексте непрерывности как ретроспективно, так и в перспективе.     

Монте Мелконян сумел быстро прийти к армянской «достигнутой идентичности», избавившись от «преждевременной американской идентичности». Во время учебы в университете он активно изучал процессы, происходившие в Армении в различные периоды истории. Монте видел одну из основных проблем развития армянского народа в отсутствии национальной аристократии, способной мыслить стратегически. Он даже позволил себе критику в адрес царя Тиграна Великого, который совершил стратегическую ошибку, поссорившись с Римом ради понтийского царя Митридата Евпатора, который на тот момент потерял контроль над своей империей. Монте видел причину больших успехов каждого армянина в присущей нам чрезмерной рациональности. Действительно, армяне, будучи древним народом, относятся к жизни, стране и друг другу сквозь призму выгоды, прибыли и дивидендов.

С одной стороны, рациональность – это хорошее качество, так как оно позволяет смотреть на многие вещи хладнокровно. С другой стороны, рациональность без ценностного фундамента становится проблемой. Будучи серьезным стратегом, Монте Мелконян уделял важное внимание трем ценностным базисам. Первый – лояльность одной нации. Покинув Америку, чтобы попасть в армянский мир, он сделал свой окончательный выбор. В разных интервью и комментариях Монте не разделял энтузиазм многих своих товарищей, считавших, что Диаспора внесла огромный вклад в борьбу за освобождение Арцаха. Он считал, что нет ничего удивительного в том, что армянин участвует в войне за освобождение одного из осколков исторической Армении. Напротив, он твердил о своем разочаровании в том, что армян было так мало.

Второй базис – это стремление к вечной борьбе. Монте верил, что именно через поле боя, борьбу с собой и со своими страхами можно выйти на тропу мира и процветания. Он предвидел, что армянскому народу предстояло пройти через длинный и сложный путь. На каждом из участков дорог к поиску себя и своего места в глобальном мире предстояло столкнуться с новыми вызовами и угрозами, поэтому необходимо быть готовыми к бою. Третий базис – это национально-государственное мышление. Монте понимал, что будущее армянского этноса зависит от выживания, укрепления и развития государственности. Он хорошо знал историю своего народа и понимал, что очередная ставка на внешний мир может привести к окончательной гибели армян. Последний базис весьма актуален для сегодняшнего армянского мира, который медленно погружается в глубокий кризис.

Новое «поколение Монте» является естественным продолжателем миссии, которую не успел завершить наш великий предок. В чем заключается эта миссия? В построении сильной, армяноцентричной и политической нации. Я верю, что именно в этом Монте Мелконян видел философию бессмертия армянской цивилизации.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции